GeForce 256 - первый из серии GeForce

GeForce 256 (кодовое название NV10 ), или просто GeForce , была первым чипом, произведенным Nvidia в серии GeForce .

Он появился на рынке в августе 1999 года. Он был основан на дизайне своего предшественника, чипа Riva TNT2 , увеличивая количество фиксированных конвейеров обработки пикселей, передавая проблемы геометрических вычислений блокам аппаратного преобразования и освещения (T&L), а также представляя поддержку аппаратной компенсации движения для видео MPEG-2 . Появление чипа на рынке привело к значительному скачку производительности трехмерной графики в компьютерных играх, а коммерческий успех стабилизировал NVIDIA в качестве лидера на рынке графических ускорителей, нанеся сильный удар по конкурентам, в первую очередь по 3dfx .

Название GeForce 256 было создано в результате конкурса, объявленного производителем в начале 1999 года. Конкурс назывался «Назовите этот чип» и призвал все заинтересованные стороны представить предложение по названию для преемника чипа Riva TNT2. На конкурс было получено около 12000 отзывов, а авторы семи лучших имен были награждены видеокартами Riva TNT2 Ultra ( победители конкурса ). Перед тем, как установить название чипа, страницы технологий ссылались на чип, цитируя его кодовое имя, NV10 .

GeForce 256 Quadro

Представленные технологии обработки трехмерной графики, поддерживаемые высокой вычислительной мощностью, укрепили позиции NVIDIA на рынке графических процессоров, но за счет других производителей, таких как 3dfx, Matrox или S3 Graphics , продукты которых не смогли конкурировать с новым чипом. Спустя несколько месяцев после выпуска чипа GeForce 256, S3 выпустила чип Savage 2000 Diamond Viper II , который также позволял обрабатывать T&L и, по словам разработчиков, был дешевле в производстве. Однако проблемы с контроллерами привели к некорректной работе узлов T&L, и компания S3 не была заинтересована в улучшении ситуации. Через год после выхода NVIDIA на рынок остался только один продукт, который действительно может составить конкуренцию GeForce - ускоритель Radeon от ATI .

«Первый в мире GPU»

На момент выхода на рынок он рекламировался как «первый в мире графический процессор». Графический процессор (графический процессор) - термин, придуманный NVIDIA для этого случая, определяемый как «однокристальный процессор с функциями преобразования, освещения, треугольного выравнивания и обрезки, а также механизм рендеринга, способный обрабатывать не менее 10 миллионов полигонов в секунду». Это определение предназначалось для отделения системы от продуктов, предназначенных для профессионалов, которые содержали блоки обработки геометрии, но размещались в отдельных схемах на печатной плате, и от более ранних продуктов, оснащенных технологией T&L, но работавших намного медленнее (например, от системы Perimedia 2 от 3Dlabs , оснащен встроенным геометрическим процессором GLint Delta). В определении также предполагалось подчеркнуть связь системы с поддержкой T&L, недавно включенной в пакет драйверов DirectX 7, и преуменьшить значение поддержки аппаратного ускорения T&L, присутствующей в стандарте OpenGL .

Оборудование T&L

NVIDIA была одним из первых производителей графических чипов, которые интегрировали в свои продукты аппаратное преобразование и освещение (T&L). До сих пор этот этап конвейера рендеринга выполнялся главным процессором компьютера или дополнительным чипом (например, дополнительными картами, которые ранее использовались на рабочих станциях). Аппаратная поддержка настройки геометрии (треугольников) была интегрирована с более мощными графическими чипами, такими как 3dfx Voodoo 2 и Rendition Verite , но аппаратные преобразования T&L стали решающим шагом вперед, взяв на себя большие объемы вычислений от основного процессора компьютера.

Когда чип GeForce появился на рынке, специализированная пресса продвигала его, ссылаясь на новые функции, представленные системой, и заявленные производителем скорости обработки, которые намного отставали от производительности процессоров Riva TNT2, ATI Rage 128, 3dfx Voodoo3 или Matrox Millenium G400 MAX . Однако критики решения указали на ничтожную полезность T&L из-за отсутствия программного обеспечения, использующего эту технологию в 1999 году. Его могли использовать практически только владельцы нескольких игр из категории FPP- игр, таких как Quake III Arena или Unreal Tournament . Другие производители во главе с 3dfx обнаружили, что оснащение компьютера быстрым процессором способно компенсировать отсутствие модуля T&L в их продуктах. Более того, чип GeForce 256 был очень дорогим, а его посредственная производительность в не развлекательных приложениях обрекала его на нишевый характер «чипа только для игр». Аппаратная поддержка T&L стала рекомендацией для разработчиков игр только тогда, когда был разработан чип GeForce2 . Из этой серии стоит упомянуть чип GeForce 2 MX, который предлагал схожую с GeForce 256 производительность примерно за половину цены.

Квадро

На базе чипа GeForce 256 NVIDIA также выпустила графический процессор Quadro для профессиональных рабочих станций. У Quadro было несколько функций, не реализованных в GeForce 256. Чип, однако, не был принят пользователями, которые быстро обнаружили, что GeForce 256 может справляться с задачами рабочих станций, по крайней мере, удовлетворительно, при гораздо меньшей стоимости. Хотя карты на базе GeForce 256 были дорогими на игровом рынке, они быстро стали известны как «плохие карты для рабочих станций».

Долголетие

Продукты GeForce 256 и GeForce2 долгое время пользовались неослабевающей популярностью на игровом рынке, в основном благодаря уже упомянутой аппаратной поддержке T&L. Аппаратное ускорение трансформации и освещения было перспективным решением, одним из кирпичиков, благодаря которым в более поздние времена появилось массовое появление программируемых шейдерных блоков, интегрированных с графическими чипами. Хотя отсутствие модулей T&L в таких системах, как ATI Rage 128 , Voodoo 3 , Voodoo 5 , Matrox G400 или STM PowerVR3 Kyro не было фактором, значительно ограничившим их первоначальную популярность, ситуация изменилась несколько лет спустя, когда производимые игры стали требовать этого стандарта. технологии.

Карты на базе GeForce 256 и ему подобных, GeForce 2 и GeForce 4 MX, поддерживают только сплошное затенение DirectX 7.0, а не программируемые стандарты DirectX 8.0 и 9.0. Однако широкая популярность чипов серии NV1x указывает на то, что GeForce 256 будет в списке чипсетов, поддерживаемых играми, выпущенными еще в 2006 году (например, Star Wars: Empire At War ). В результате, хотя аппаратная поддержка T&L не вызвала особой реакции разработчиков в то время, когда чип GeForce был наиболее полезен, карты на базе GeForce4 MX способны поддерживать даже будущие выпуски (хотя и с сомнительным качеством).

Технические характеристики

В стандартной комплектации карта была оснащена 32 МБ памяти SDRAM в моделях среднего уровня или DDR SDRAM в моделях высокого класса. Память DDR предлагала значительно повышенную производительность, особенно при работе с более высоким разрешением, что было вызвано почти удвоенной пропускной способностью. Также были версии карты с 64 Мб памяти сторонних производителей, но они были редкостью.

В ходе дальнейшей работы над архитектурой серии NX1x выяснилось, что чип GeForce 256 слишком ограничен пропускной способностью памяти; Особенно это касалось модели, оснащенной памятью SDRAM. Процессор не оборудован механизмами экономии полосы пропускания, как у HyperZ от ATI. Архитектура NV1x была, пожалуй, линией графических процессоров с наиболее ограниченной пропускной способностью памяти, поэтому видеокарты на основе этих чипов никогда не могли достичь теоретически ожидаемой производительности пикселей и текселей. Наименее ограниченным набором памяти является GeForce 256 DDR, оснащенная архитектурой 4x1 и памятью DDR. Более поздняя линейка чипов GeForce4 MX (обозначение NV17), хотя и по-прежнему использовала архитектуру NV1x, была намного эффективнее, и, как следствие, карты GeForce4 MX 440/460 смогли опередить даже процессоры GeForce 2 Ultra.

Помощь и вопросы по работе с AIDA64

Версии AIDA64

Скачать AIDA64 Аида64 бесплатно на русском языке

AIDA64 Extreme Edition

На русском языке

AIDA64 Extreme Edition – диагностики, тестирования и сбора системной информации для домашних пользователей.

Скачать AIDA64 Аида64 бесплатно на русском языке

AIDA64 Engineer

На русском языке

AIDA64 Engineer – диагностики, тестирования и сбора системной информации для специалистов и инженеров в сфере ИТ.

Скачать AIDA64 Аида64 бесплатно на русском языке

AIDA64 Network Audit

На русском языке

AIDA64 Network Audit – инвентаризации программного и аппаратного обеспечения для предприятий.

Скачать AIDA64 Аида64 бесплатно на русском языке

AIDA64 Business

На русском языке

AIDA64 Business – инвентаризации сети и управления ИТ-активами для предприятий.